Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик»,

— услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.

«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось

мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии

и ожидая выноса Чаши. К сожалению, подобные «объяснения»

самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются.

При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем

 тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви?

А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое

неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо

 уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»

 
    

Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы,

 следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой

частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах,

 постепенно «усложняя» объяснение.

Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста

после своего крещения причащается вместе с ними,  то у него вряд ли будет

возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?».

Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни.

Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти.

Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом,

что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей.

Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры.

Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то,

при-со-единение к Богу…

Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов:

 «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас,

что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом.

Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.

Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный:

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).

Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия,

так как в современном языке редко выражают сопричастность.

 Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». 

 Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения

и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия

ко Христу.

Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.

Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей,

категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными

и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.

Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие.

Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови

 постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением,

 а является образом жизни.

И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос:

«Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»

***

Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт,

и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши.

Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки:

«Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин)

— ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие,

едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.

Анастасия Овансова, мама троих детей

***

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте

абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно.

Я говорю: «Соединяемся с Господом!»

Марина Базанова, мама двоих детей

***

Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.

Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело»,

«Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому,

 что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.

Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не

внесет ясности в суть происходящего.

Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека

 в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через

регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания

Таинства Таинств.

Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком,

 подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой,

возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.

Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично

воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом

преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.

священник Александр Аникин

***

Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом,

чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же

близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской  Библии,

 через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно.

В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями,

так же как и для взрослых.

Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать

 Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться,

то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно,

 и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»).

Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.

священник Александр Ионитис

***

Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное —

постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается,

прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.

диакон Антоний Сацута

***

Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся

 сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?»

 — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается,

становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем

необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб

 и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся

участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя

Самого Христа. Он,  живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас».

А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное.

На то оно и Таинство.

иподиакон Александр Попов

Текст сайта azbyka.ru