Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей.
Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры.
Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то,
при-со-единение к Богу…
Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов:
«Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас,
что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом.
Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный:
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия,
так как в современном языке редко выражают сопричастность.
Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти».
Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения
и формируется с помощью её организма. Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия
ко Христу.
Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.
Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей,
категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными
и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие.
Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови
постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением,
а является образом жизни.
И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос:
«Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»
***
Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт,
и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши.
Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки:
«Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин)
— ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»
Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие,
едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Анастасия Овансова, мама троих детей
***
Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте
абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно.
Я говорю: «Соединяемся с Господом!»
Марина Базанова, мама двоих детей
***
Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.
Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело»,
«Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому,
что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не
внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека
в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через
регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания
Таинства Таинств.
Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком,
подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой,
возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично
воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом
преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
священник Александр Аникин
***
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом,
чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же
близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии,
через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно.
В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями,
так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать
Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться,
то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно,
и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»).
Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
священник Александр Ионитис
***
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное —
постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается,
прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
диакон Антоний Сацута
***
Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся
сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».
Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?»
— можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается,
становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем
необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб
и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся
участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя
Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас».
А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное.
На то оно и Таинство.
иподиакон Александр Попов
Текст сайта azbyka.ru |